ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ (1)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 391
МБДОУ - детский сад № 391
620010, г. Екатеринбург, пер. Угловой, 2а, тел.: +7(343) 258-13-01

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Протокол № 1
От «31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ - детский сад № 391
Приказ №150-о от «(^сентября 2022 г.
Н. Г. Иванова
//-7 -<§(I
■-/* %

I

' -у

хШ /

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Цветные ладошки(нетрадиционная изобразительная деятельность)»

Направленность: художественная
Возраст воспитанников 3 - 8 лет
Срок реализации - 1 год

Автор-составитель:
Бородина Елена Владимировна
Педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
№п/п

Наименование разделов

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
2.
3.
3.1.
3.2.

Пояснительная записка
Актуальность и направленность Программы
Цели и задачи реализации Программы
Отличительные особенности Программы
Возраст детей, срок реализации Программы
Календарный учебный график
Формы организации и режим непосредственно образовательной деятельности
Планируемые результаты освоения Программы
Оценочные материалы Программы
Учебно-тематический план
Содержание Программы
Краткое тематическое содержание занятий
1-й курс (3-5 лет)
2-й курс (5-6 лет)
3-й курс (6-7 лет)
Методическое обеспечение Программы
Формы организации непосредственно образовательной деятельности
Основные методы организации образовательного процесса
Материально-техническое обеспечение Программы
Список используемой литературы

4.
4.1.
4.2.
4.3.
5.

Стр.
3
4
5
5
7
8
9
9
9
12
15
15
23
31
31
52
52
53
54
55

1. Пояснительная записка
«Общение с искусством – одна из больших радостей жизни»В.А. Сухомлинский
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,
выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не
утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов,
нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах.
Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально
расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания
деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности
сужается, уменьшается амплитуда движений.
Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень
важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой,
отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Ребят
привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро
достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать. Здесь же развитию творчества нет
границ!
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых
предметов в качестве художественных материалов. Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств и
самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является
не конечный продукт – рисунок, а развитие личности, формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в
творческой работе, целенаправленность деятельности.
Данная Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об
утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Программа разработана в соответствии с основными положениями Авторской программы Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники
рисования Часть 1. 2- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
1.1.Актуальность и направленность Программы
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном
единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
В процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере
свойственны всем детям.Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально
использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность,
непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей –
поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия,
страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то
получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.Чем больше ребенок знает
вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может
быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не
знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей,
поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Актуальность программы обусловлена еще и тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через
искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями,
многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом,
развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цельпрограммы - раскрытие творческого потенциала ребенка через нетрадиционные приемы рисования.
Задачи:
познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности;
вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.
1.3.Отличительные особенности Программы
Чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия
с детьми, которая позволила бы детям реализовать свой творческий замысел. Организация работы на фронтальных занятиях не всегда
устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить
творческие проявления, занятия ограничивались временем и темой.
Такой формой работы стало применение нетрадиционных приемов рисования. Для этого была создана программа по
нетрадиционной технике рисования. Занятия строятся так, чтобы детям было интересно рисовать, учитываются психологические и
педагогические аспекты.

Основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий
предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства. В этом поможет игра, как основной и любимый вид
деятельности дошкольника. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Этими
материалами могут быть краска, бумага, зубная щётка, поролон, парафин,: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной
пасты, листья деревьев, цветов, травы, ягель, овощные штампы и печати, соломка, пористые губки. Эта игра с неизвестным занимает детей,
и вовлекает в творческий процесс. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при
тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Приобщая детей к искусству, используются разные техники нетрадиционного рисования.
Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный
толчок детскому воображению и фантазированию.
Данная программа предлагает занятия по рисованию с использованием нетрадиционных способов рисования.Вот одни из методов
нетрадиционного рисования, которые будут использованы в работе с детьми.
Методы нетрадиционных техник рисования:
oмонотипия
oниткография
oграттаж
oкляксография
oоттиск поролоном
oоттиск смятой бумагой
oрисование ладошкой
oрисование пальчиками
oнабрызг
oтычок жесткой полусухой кистью
oскатывание бумаги
oрисование пластилином
oрисование мыльными пузырями
oрисование штампами из овощей
oрисование крупами
oрисование свечой
oрисование ватными палочками
oрисование на полиэтиленовой пленке
o«точечный рисунок»;
oбатик (узелковая техника);

Структура занятий
1-я часть. Вводная.
В данной части занятия используются:
пальчиковая гимнастика,
психогимнастика,
знакомство с техникой рисования,
сюрпризный, игровой момент
2-я часть. Основная.
В основной части занятия дети изучают и пробуют использовать нетрадиционные техники рисования, создавая рисунок:
3-я часть. Заключительная:
В заключительной части дети рассматривают свои работы, делают выводы, любуются своим произведением.
1.4. Возраст детей, срок реализации Программы
Дети в возрасте 3-7 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более десяти человек. Набор детей носит свободный
характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Программа составлена по возрастным группам и рассчитана на четыре года. Она охватывает: вторую младшую группу – дети от 3 до
4 лет, среднюю группу – от 4 до 5 лет, старшую группу – от 5 до 6 лет, подготовительную к школе группу – от 6 до 7 лет.
Учебно-тематическое планирование образовательного процесса построено по принципу «от простого к сложному» в зависимости от
возрастных особенностей детей.
Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня. Длительность занятий: вторая младшая группа -10-15 минут;
средняя группа - 15-20 минут; старшая группа - 20 - 25 минут; подготовительная к школе группа – 25-30 минут. Занятия начинаются с
сентября и заканчиваются в мае.

1.5.Календарный учебный график
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Режим работы
Продолжительность учебного года (недель):
первое полугодие (кол-во недель)
второе полугодие (кол-во недель)
Продолжительность учебной недели
Всего занятий в неделю
Продолжительность занятий
Продолжительность перерыва между занятиями
Учебная нагрузка в месяц количество/часов/ мин
Учебная нагрузка в год количество/часов/мин
Количество занятий в первом полугодии
Количество занятий во втором полугодии
Сроки проведения педагогической
диагностики вводной /итоговой

Курс обучения (возрастная категория)
1-й курс
2-й курс
3-й курс
(3-4 лет)
(5-6 лет)
(6-7 лет)
01.09.2022 г.
01.09.2022 г.
01.09.2022 г.
31.05.2023 г.
31.05.2023 г.
31.05.2023 г.
с 7.30 до 18.00
с 7.30 до 18.00
с 7.30 до 18.00
36
36
36
17
17
17
19
19
19
5 дней
5 дней
5 дней
2
2
2
20 мин
25 мин
30 мин
10 мин
10 мин
10 мин
8/2 часа 40 мин
8/3 часа 20 мин
8/4 часа
72/23 часа 20 мин
72/29 часов 15
72/35 часов
мин
34
34
34
38
38
38
Вводная - сентябрь
Вводная Вводная Итоговая - май
сентябрь
сентябрь
Итоговая - май
Итоговая - май

1.6.Формы организации и режим непосредственно образовательной деятельности
Занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевые, бессюжетные), с учетом возрастных особенностей детей.
Режим непосредственно-образовательной деятельности.
Занятия проводятся по подгруппам 10-15 человек 2 раза в неделю: для детей 3-4 лет – 20 минут, для детей – 5-6 лет – 25 минут, для
детей 6-7 лет – 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5
часа соответственно. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут, во время которых
проводится проветривание. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй
половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.
Таким образом, в каждой возрастной группе проводится по 2 занятия в неделю.
1.7.Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты:
•самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и
применять их;
•самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
•выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;
•давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
•проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.
•развитие творческих способностей в художественном творчестве детей.
•совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании,
лепке;
•овладение детей нетрадиционными приемами и техниками рисования для развития художественного творчества.
•участие в конкурсах и выставках детского творчества районного и областного характера.
•способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
Важным социальным эффектом реализации мероприятий Программы станет создание комфортных условий для получения
качественных образовательных услуг, закрепление педагогических кадров в общей системе образования.
1.8.Оценочные материалы Программы
Основными формами подведения итогов реализации Программы являются:
 мониторинг достижения детьми планируемых результатов,
 открытый показ организованной деятельности по дополнительной программе для родителей и педагогов,
 участие в соревнованиях, фестивалях, праздниках и развлечениях, во время проведения которых дети демонстрируют первые шаги
своей деятельности, учатся выступать перед зрителями,
 участие в методических объединениях и мероприятиях различного уровня,
 видеоматериалы и фотоотчеты,
 интернет-ресурсы.

Педагогическая оценка развития детей
В программе разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения
воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются
адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности
как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста
Уровни развития
Разделы
Средний
Высокий
Техника
Дети знакомы с необходимыми навыками Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и
работы с
нетрадиционной техники рисования и умеют инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники
материалами
использовать
нетрадиционные материалы и рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами.
инструменты, но им нужна незначительная помощь.
Предметное и Передают общие, типичные, характерные признаки Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке
сюжетное
объектов и явлений. Пользуются средствами несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с
изображение
выразительности. Обладает наглядно-образным содержание сюжета. Умело передает расположение частей при
мышлением.
При
использовании
навыков рисовании сложных предметов и соотносит их по величине.
нетрадиционной техники рисования результат Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности.
получается недостаточно качественным.
Развито художественное восприятие и воображение. При
использовании навыков нетрадиционной техники рисования
результат
получается
качественным.
Проявляют
самостоятельность, инициативу и творчество.
Декоративная Различают виды декоративного искусства. Умеют Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве.
деятельность
украшать предметы простейшими орнаментами и Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и
узорами с использованием нетрадиционной техники филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с
рисования.
применением нетрадиционной техники рисования. Умеют
украшать объемные предметы различными приемами.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь-октябрь) и в конце учебного года (итоговая –
май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
Ф.И.ребенка

Техника работы
с материалами
В
В
В
В

Предметное и
сюжетное
изображение
В
В
С
В

Декоративная
деятельность
С
С

В
С

В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны,
разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.

2.Учебно-тематический план
Программа художественно-творческого развития представлены по разделам: «Овощи, фрукты», «Животные», «Деревья», «Цветы»,
«Птицы», «Сказки», «Игрушки», «Лето». Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется в зависимости от возраста,
показателей художественного развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
№ п/п

Тема занятий

Количество занятий

1 год обучения
Сентябрь

«Осень золотая»

8

Октябрь

«Овощи, фрукты»

8

Ноябрь

«Деревья»

8

Декабрь

«Птицы»

8

Январь

«Животные»

8

Февраль

«Сказки»

8

Март

«Цветы»

8

Апрель

«Игрушки»

8

Май

«Лето»

8

Всего за 1 год обучения: 72
2 год обучения
Сентябрь

«Осень золотая»

8

Октябрь

«Овощи, фрукты»

8

Ноябрь

«Деревья»

Декабрь

«Птицы»

8

Январь

«Животные»

8

Февраль

«Сказки»

8

Март

«Цветы»

8

Апрель

«Игрушки»

8

Май

«Лето»

8

8

Всего за 2 год обучения: 72
3 год обучения
Сентябрь

«Осень золотая»

8

«Овощи, фрукты»

8

Ноябрь

«Деревья»

8

Декабрь

«Птицы»

8

Январь

«Животные»

8

Февраль

«Сказки»

8

Март

«Цветы»

8

Апрель

«Игрушки»

8

Май

«Лето»

8

Октябрь

Всего за 3 год обучения: 72
4 год обучения
Сентябрь

«Осень золотая»

8

«Овощи, фрукты»

8

Ноябрь

«Деревья»

8

Декабрь

«Птицы»

8

Январь

«Животные»

8

Февраль

«Сказки»

8

Март

«Цветы»

8

Апрель

«Игрушки»

8

Май

«Лето»

8

Октябрь

Всего за 4 год обучения: 72
Общее количество занятий по Программе: 288

3.Содержание Программы
1 младшая группа
Месяц
Октябрь

№

Тема занятия:
«Овощи, фрукты»

Программное содержание

1

«Веселый горох»

Познакомить детей с техникой «пальчиковая живопись».
Учить детей набирать краску на палец.
Развивать мелкую моторику рук.

2

«Ягодки и яблоки на
тарелке»

Продолжать учить детей набирать краску на палец.
Учить ритмично наносить точки, не выходя за пределы контура.

3

«Собираем урожай»

Познакомить детей с техникой рисования «печать от руки».
Учить ребят наносить краску на часть ладони и оставлять отпечаток на бумаге.

4

«Приглашаем
снегирей»

Познакомить детей с техникой печатания карандашом-печаткой
Учить изображать ягоды ритмично располагая точки на ветке рябины.

Ноябрь

«Деревья»
5

«Осенний пейзаж»

Познакомить детей с новой техникой рисования на полиэтиленовой пленке.
Учить детей наносить гуашь на пленку.
Закрепить знание детей о цветах.

6

«Маленькой елочке
холодно зимой»

Познакомить детей с новой техникой «монотипия».
Учить детей наносить краску не выходя за контур.
Закрепить умение держать правильно кисть.

7

«Деревья у озера»

Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».
Продолжать учить детей набирать гуашь на кисточку.

8

«Рябинка»

Учить детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием).
Закрепить данные приемы рисования.
Развивать цветовосприятие, чувство композиции.

9

«Сирень в корзине»

Продолжать учить детей рисовать пальчиками.
Побуждать детей к самостоятельности.
Вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворения от работы.

10

«Птицы»
«Веселые цыплята»

Декабрь

Продолжать знакомить детей с техникой «монотипия».
Побуждать детей дополнять изображение деталями.
Развивать у детей чувства цвета и формы.

11

«Жили у бабуси два
веселых гуся»

Продолжать использовать ладонь как изобразительное средство.
Стимулировать желание детей дополнять изображение деталями.
Развивать воображение.

12

«Лебеди на озере»

Продолжать учить детей рисовать птиц при помощи ладони.
Развивать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию.
Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

13

«Люли, люли, люли,
прилетели гули».

Совершенствовать у детей умение делать отпечатки двумя пальчиками одновременно.
Закрепить представление о цветах.
Развивать ориентировку в пространстве, координацию.

Январь
14

«Животные»
«Котенок»

15

«Зайчонок»

Познакомить детей с новым способом раскрашивания «бумажная трубочка».
Развивать творчество детей через выбор цвета.
Учить детей рисовать трубочкой.
Продолжать учить детей использовать трубочку как изобразительное средство.
Развивать мелкую моторику рук.

Продолжать формировать навыки рисования.
16

«Ёжик»

Совершенствовать умение рисовать ладонью.
Закрепить умение дорисовывать при помощи пальцев.
Воспитывать воображение.

17

«Киска, киска, киска
брысь»

Продолжать учить детей рисовать при помощи пальцев.
Побуждать детей самостоятельно рисовать дорожку.
Воспитывать радостное настроение у ребят.

Февраль
18

«Сказки»
«Рыбки плавают,
ныряют»

Продолжать учить детей рисовать при помощи полиэтиленовой пленки море.
Закрепить умение рисовать всей ладонью рыбок.
Развитие творческого воображения.

19

«Тили-бом, тили-бом,
загорелся кошкин дом»
Рисование +
аппликация.

Закрепить навыки рисования полиэтиленовой пленкой.
Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу.
Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы.

20

«Храбрый петушок»

Закрепить навыки рисования ладонью.
Познакомить детей с новым приемом рисования « штампом».
Развивать эстетическое восприятие.

21

«Тень, тень, потетень»

Закрепить у детей
навыки использования нетрадиционной техники рисования
пальцеграфия.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

22

«Цветы»
«Мимоза для мамы»

Март

Совершенствовать технику рисования пальцами.
Развивать чувство ритма и цвета.
Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о

природе.
23

«Цветок радуется
солнышку»

Упражнять детей в технике рисования с помощью печаток-штампов.
Развивать чувство композиции.
Воспитывать радостное настроение у детей.

24

«Цветик-семицветик»

Совершенствование техники «монотипия».
Закрепить умение владения кистью.
Развивать мышление и творческое воображение.

25

«Цветочек»

Закрепить умение рисовать пальчиками.
Совершенствовать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.
Воспитывать у детей аккуратность при рисовании пальцами.

26

«Цветы в вазе»

Совершенствовать умения и навыки рисования ладонью и пальчиками.
Закрепить у детей знание цветов.
Воспитывать радостное настроение.

27

«Игрушки»
«Конь ретивый, с
длинной гривой»

28

«Разноцветная юла»

Учить детей рисовать при помощи бумажных трубочек разных видов.
Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося отпечатки трубочкой
равномерно по всей поверхности рисунка.
Воспитывать интерес к работе.

29

«Самолет, самолет, ты
вези меня в полет»

Учить детей рисовать пятна, скатанными шариками из салфеток.
Закрепить название цветовой гаммы.
Развивать творческое воображение детей.

Апрель

Учить детей наносить отпечатки пальчиками не выходя за контур.
Продолжать совершенствовать навыки рисования двумя пальцами одновременно.
Воспитывать аккуратность.

30

«Мячики»

31

«Лето
«Волшебные картинки»

Май

Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля.
Показать прием получения отпечатка.
Воспитывать радостное настроение от полученного результата.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами,
необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Развивать цветовосприятие у детей.

32

«Солнышко
проснулось,
улыбнулось»

Совершенствовать у детей навыки использования нетрадиционной техники рисования.
деткам Закрепить знания и умения полученные за год.
Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, доводить начатое до конца, следуя игровой
мотивации занятия.

33

«Вот и лето пришло»

34

«Выставка
рисунков Учить детей рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные
детей данной группы»
высказывания. Упражнять в выборе понравившихся рисунков.

Закрепить умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа,
используя материал: трубочки, печатки.
Закрепить умение создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму.
Развивать воображение и творчество.

2. Перспективное планирование второго года обучения - средняя группа
Месяц
Октябрь

№
1

Тема занятия
«Овощи, фрукты»
«Собираем ягоды»

2

«Огуречик, огуречик»

Программное содержание
Продолжать учить детей технике пальчикового рисования.
Закрепить у детей умение рисовать двумя пальчиками одновременно.
Развивать мелкую моторику рук.
Учить детей технике рисования боковой стороной ладони.

проявления

и

Закрепить у детей представление о зеленом цвете.
Воспитывать у ребят внимание.

3

«Овощной салат»

Учить ребят технике рисования боковой стороной пальца.
Развивать чувства ритма и цвета.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.

4

«Апельсин и ананас»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования печать от руки.
Продолжать учить детей наносить
на ладонь гуашь двух цветов.
Развивать у детей композиционные умения.

Ноябрь

«Деревья»
5

«Деревья с
разноцветными
листьями»

Познакомить детей с новой техникой
«печать листьями».
Учить ребят наносить гуашь на левую поверхность сухого листа.
Развивать ориентировку в пространстве.

6

«Фруктовые деревья»

Закрепить умение рисовать пальчиками ствол дерева.
Совершенствовать умения у детей рисование ладошкой и штампом.
Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

7

«Облетели с деревьев
последние листочки»

Продолжать учить детей технике рисования на полиэтиленовой пленке.
Сформировать у детей представления об изменении внешнего вида деревьев.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

8

«Осенний лес»

Познакомить детей с новой техникой рисования – трафарет.
Показать прием печати по трафарету.
Закрепить умение рисовать пальчиками деревья. Развивать чувство композиции.

9

Декабрь

«Осень нашего края»

Учить детей рисовать по мокрому слою бумаги.
Продолжать учить рисовать деревья.
Подбирать колорит осени.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа.

«Птицы»
10

«Два петушка
ссорятся»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать
определенного образа петушка.
Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.
Развивать творческое воображение.

11

«Каких я видел
попугаев»

Продолжать учить детей использовать технику монотипия.
Развивать у детей чувство цвета и формы.
Закрепить основные цвета.

12

«У солнышка в гостях»

Продолжать знакомить детей с новой техникой «рисование по сырой бумаге».
Совершенствовать навыки рисования гуашью и кисточкой.
Развивать мелкую моторику рук.

13

«Грач»

Продолжать учить детей новой технике «рисование по сырой бумаге».
Развивать у детей навык в дополнении рисунка деталями.
Поощрять детское творчество.

Январь

«Животные»
14

«Ежик»

Познакомить детей с новой техникой-кляксография.
Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения.
Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности.

15

«Кто-кто в рукавичке
живет»

Продолжать знакомить детей с техникой - трафарет.
Развивать у детей цветовосприятие и чувство композиции.
Развивать фантазию.

их

до

16

«Звери под елочкой»

Продолжать знакомить детей с техникой кляксография.
Развивать творчество у ребят через выбор цвета.
Развивать усидчивость.

17

«Лев – царь зверей»

Закрепить у детей умения использовать в работе технику пальцеграфия, набрызг.
Развивать воображение.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.

Февраль

«Сказки»
18

«Жители страны
Фантазии»

Продолжать учить детей рисовать кляксы.
Учить детей фантазировать.
Закрепить название теплых оттенков.

19

«Мышь и воробей»

Упражнять детей в технике рисования с помощью трафарета.
Развивать у детей навыки легкого прикосновения к бумаге тампоном с краской.
Воспитывать аккуратность.

20

«Ожившая сказка»

Развивать у детей образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего
рисунка.
Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта,
добиваясь выразительности с помощью цвета, движения, мимики, дополнительных
деталей.

21

«Рисуем сказку
«Колобок»

Продолжать учить детей рисовать при помощи трафарета.
Закрепить умение пользоваться трафаретами.
Развивать воображение, наблюдательность, внимание.

Март
22

«Цветы»
«Открытка для мамы»

Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка».

Развивать цветовосприятие, чувство композиции.
Развивать глазомер.
23

«Одуванчики»

Совершенствовать навыки рисования кляксами.
Закрепить представление у детей о цвете и геометрической форме (круг).
Воспитывать эстетический вкус.

24

«Астры»

Продолжать совершенствовать навыки рисования кляксами.
Развивать у детей координацию и силу движений.
Воспитывать радостное настроение от полученного результата.

25

«Цветы на клумбе»

Закрепить навыки детей при использовании техник рисования: монотипия, штампы,
кляксы.
Продолжать учить детей подбирать яркие, контрастные цвета.
Развивать творчество, воображение.

26

«Весенние цветы»

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники.
Продолжать учить детей подбирать цветовую гамму.
Развивать творческое мышление и воображение.

Апрель

«Игрушки»
27

«Лошадка»

Учить детей способу раскрашивания, используя яркие краски и технику рисования
тычком и пальцами.
Развивать эстетическое восприятие.
Воспитывать интерес к народной игрушке.

28

«Веселые зайчики»

Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой.
Совершенствовать умения детей подбирать цвета.
Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих
способностей.

29

«Плыви, плыви,
кораблик»

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.
Совершенствовать навыки рисования при помощи трафарета.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.

30

«Петушок да курочка»

Учить детей изображать игрушки, передавая сходство с реальным предметом.
Упражнять в проведении толстых и тонких линий при помощи пальцев.
Развивать творчество у ребят.

31

«Лето»
«В гостях у красок»

Май

Закрепить знания и умения детей применять в рисунке нетрадиционные техники
рисования.
Поддерживать интерес к изодеятельности.
Доставить детям радость и удовольствие.

32

«Сегодня мы
волшебники»

Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования кляксография.
Развивать умение узнавать того, кто прячется в цветном пятне.
Развивать у детей фантазию, воображение.

33

«Подарки для кошки
Мурки»

Закрепить навыки и умения использования различных материалов для создания
выразительного образа.
Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Воспитывать желание помочь друг другу.

34

«В гостях у Королевыкисточки и Кляксочки»

Выявить знания детей полученные за год.
Активизировать процесс выбора сюжета, цветовой гаммы.
Вызвать эмоциональный отклик, побуждать активно участвовать в развлечении.

1

3. Перспективное планирование третьего года обучения - старшая группа
Тема занятия
Программное содержание
«Овощи, фрукты»
«Яблоки»
Продолжать учить детей наносить один слой краски на другой «способом тычка».
Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности
художественного образа.
Воспитывать художественный вкус.

2

«Во саду ли, в огороде»

Познакомить детей с техникой рисования свечой.
Закрепить характерные особенности овощей: капуста, морковь.
Развивать творческое мышление и воображение.

3

«Мы делили апельсин»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования свечой.
Закрепить умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи
характерных признаков объектов.
Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

4

«Страна Лимония»

Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию красок.
Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности.
Развивать фантазию, воображение детей.

Месяц
Октябрь

№

Ноябрь

«Деревья»
5

«Осенние букеты»

Совершенствовать навыки детей в использовании техники печатания листьями.
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

6

«Осенние мотивы»

Совершенствовать навыки рисования кляксами.
Продолжать помогать детям в освоении способа спонтанного рисования, когда
изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски.
Развивать интерес к нетрадиционным способам рисования.

7

«Золотая осень»

Продолжать обучать детей приемам работы в технике рисования свечой.
Учить использовать в работе разнофактурный материал.
Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе
средствами художественного слова, музыки, произведений живописи.

8

«Деревья смотрят в
лужи»

Познакомить детей с новой техникой монотия по- сырому.
Продолжать учить детей отражать особенности изображаемого предмета, используя
различные нетрадиционные изобразительные техники.
Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в разных техниках.

9

«Сказочный лес»

Продолжать учить детей технике кляксография.
Закрепить навыки рисования по сырому.
Закрепить знание детей о пейзаже.
Развивать фантазию, воображение.

Декабрь

«Птицы»
10

«Лебедушка и
петушок»

Продолжать совершенствовать умение рисовать птиц при помощи руки.
Формировать у детей желание украшать иллюстрацию декоративными элементами.
Развивать творческое воображение детей.

11

«Сова и синица»

Учить детей создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся
навыки: вырезывания и наклеивания.
Закрепить технику создания изображения на плоскости и в полуобъеме при помощи
ватных шариков. Развивать мелкую моторику рук.

12

«Воробушки зимой»

Продолжать учить детей технике рисования по сырой бумаге.
Закрепить умения красиво размещать изображения на листе.
Развивать композиционные умения.

13

Январь

«Птицы на ветках»

Продолжать совершенствовать умение рисовать снегирей и синиц при помощи штампов.
Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.
Развивать эстетическое восприятие.

«Животные»
14

«Кони на лугу»

Учить детей составлять композицию с фигурами лошадей.
Продолжать учить детей рисовать способом тычка.
Формировать умение создавать выразительный образ.

15

«Динозавры»

Совершенствовать навыки рисования при помощи ладошки.
Закрепить технику рисования пальцами.
Развивать фантазию, творческую активность в выборе формы, цвета, дополнительных
элементов.

16

«Животные из
«Простоквашино»

Продолжать осваивать способ создания знакомого образа посредством ватных шариков
на горизонтальной плоскости.
Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.

17

«Животные пустыни»

Продолжать учить детей технике набрызг.
Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.
Расширить представление детей о пустыне.
Воспитывать у ребят интерес к природе разных климатических зон.

18

«Сказки»
«Сказочная птица»

Февраль

19

«Кто, кто в теремочке
живет?»

Совершенствовать навыки рисования ладошкой.
Закрепить у детей умение смешивать краску на палитре.
Развивать воображение, фантазию.
Продолжать учить детей работать в технике - трафарет.
Побуждать ребят вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения.
20

«Дома в городе
снеговиков»

Учить детей новой технике рисования восковыми мелками и акварелью.
Учить ребят передавать образ сказочного домика.
Развивать чувство композиции.

21

«Кот, петух и лиса»

Закрепить у детей умение передавать сюжет сказки, используя знакомые нетрадиционные
техники рисования.
Развивать творчество, фантазию.
Развивать стремление выполнять работу красиво.

Март

«Цветы»
22

«Черемуха»

Закрепить умение рисовать ветку черемухи способом тычка.
Формировать чувство композиции и ритма.
Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее
образа в собственном творчестве.

23

«Мимоза»

Совершенствовать умение детей рисовать цветы техникой тычка.
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.
Поощрять детское творчество, инициативу.

24

«Цветик-разноцветик»

Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов
их получения.
Закрепить навык закрашивания внутри контура.
Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

25

«Цветущая клумба»

Совершенствовать навыки работы в технике кляксография.
Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.
Развивать у детей творческое воображение.

26

«Георгины»

Продолжать совершенствовать умения и

навыки используя техники кляксография,

набрызг.
Развивать наблюдательность.
Развивать умение предвидеть результат, достигать его.
Апрель
27

«Игрушки»
«Барабан висит на
ленте»

28

«Веселые матрешки»

Продолжать знакомить детей с техникой «граттаж».
Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное
искусство нераздельно от устного народного творчества.

29

«Кукла с мячиком»

Совершенствовать навыки рисования используя нетрадиционную технику граттаж.
Продолжать учить детей сильнее нажимать на изобразительный инструмент, как того
требует предлагаемая техника.
Развивать мелкую моторику рук.

30

«Машинки на стоянке»

Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике
«граттаж».
Продолжать учить создавать композицию рисунка.
Развивать чувство ритма.

31

«Лето»
«Необычные рисунки
для Матроскина»

32

«Космический коллаж»

Май

Познакомить детейс новой техникой рисования «граттаж».
Формировать умение получать четкий контур рисуемого объекта.
Развивать эстетические чувства.

Закрепить у детей знание и умения в использовании нетрадиционных техник рисования.
Продолжать развивать у ребят творческое воображение, фантазию, мышление.
Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга;
самостоятельно выбирать способ изображения, нужный материал. Доводить начатое до
конца.
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами,

необходимыми для работы в нетрадиционных техниках.
Развивать воображение и творчество.
Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги.
Вызывать эмоциональное отношение к образу.
33

«Мои маленькие друзья
из Простоквашино»

Закрепить умения использовать в работе нетрадиционные техники рисования тычком, посырому, граттаж.
Развивать чувство композиции и ритма.
Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования.
Понимать рисунок, как средство передачи впечатлений.

34

«Вот и лето пришло»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до
определенного образа.
Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе.
Развивать воображение и творчество.

.4. Четвертый год обучения - подготовительная к школе группа
Месяц
Октябрь

№

Тема занятия
«Овощи, фрукты»

Программное содержание

1

«Овощи и фруктыгерои сказки»

Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре.
Познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге.
Развивать образное восприятие, чувство цвета.

2

«Дары природы»

Совершенствовать технику рисования «монотипия».
Продолжать учить детей выбирать цветовую гамму для передачи натюрморта.
Продолжать развивать мелкую моторику рук.

3

«Натюрморт с арбузом»

Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта.

Предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с
арбузом используя технику трафарет и тычок.
Развивать творческую активность.
4

Ноябрь

«Фрукты»

Продолжать совершенствовать технику по сырому с отражением.
Учить определять место предметов в натюрморте, передавать характерные особенности
предметов.
Развивать чувство композиции.

«Деревья»
5

«Ветка рябины в вазе»

Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости, при
использовании нетрадиционных техник.
Совершенствовать умение передавать в рисунке характерные особенности рябины.
Развивать творчество, фантазию при выборе изобразительного материала.

6

«Осенняя береза»

Познакомить детей с новой техникой «рисование свечей».
Учить детей передавать в рисунке характерные особенности березы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

7

«Дерево под ветром и
дождем»

Продолжать знакомить детей с техникой «рисование свечей».
Учить детей изображать различные образы деревьев.
Развивать у ребят фантазию при выборе изобразительного материала и составление
композиции.

8

«Новогодняя елка»

Учить изображать деревья с помощью рисования смятой бумагой, жесткой кистью,
мелками.
Продолжать обучать детей способам действий жесткой кистью.
Развивать стремление дополнять свой рисунок, вносить изображения каких-либо
небольших предметов.

9

«Унылая пора»

Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции, используя

нетрадиционные техники рисования.
Совершенствовать навыки смешивания красок.
Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.
Декабрь

«Птицы»
10

«Снегири на ветках»

Совершенствовать навыки рисования способом «тычка».
Развивать умение самостоятельно создавать композицию.

11

«Дятел и кукушка»

Закрепить навыки рисования при помощи трафарета.
Продолжать учить детей рисованию свечей.
Развивать мелкую моторику рук.

12

«Цапля с птенчиком»

Продолжать совершенствовать технику граттаж.
Формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на
изобразительный инструмент.
Развивать композиционное и пространственное восприятие.

13

«Голуби на черепичной
крыше»

Совершенствовать навыки нетрадиционной техники – трафарет.
Развивать у детей чувство цвета и композиции.
Воспитывать интерес к природе, желание отражать впечатления в изобразительной
деятельности.

Январь

«Животные»
14

«Пушистые детеныши
животных»

Учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении.
Продолжать учить детей использовать при изображении шерсти материал разного вида:
поролон, трубочка.
Развивать творческое воображение.

15

«Домашние животные»

Продолжать учить детей рисовать домашних животных разными материалами по фону.
Совершенствовать умение составлять композицию, включая знакомые изображения,
варьируя их размер.

Развивать творческую активность.
16

«Звери в зоопарке»

Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу.
Совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком.
Развивать любознательность.

17

«Кто живет в зимнем
лесу»

Совершенствовать навыки изображения животных, используя нетрадиционные техники
рисования.
Продолжать учить, самостоятельно выбирать технику рисования.
Развивать чувство цвета и композиции.

Февраль
18

«Сказки»
«Лиса и журавль»

Закрепить навыки рисования «по сырому».
Закрепить умение смешивать на палитре краску.
Развивать у детей усидчивость.

19

«Фонари в городе
Снеговиков»

Познакомить детей с новой техникой «батик».
Учить детей рисовать по ткани.
Формировать эстетический вкус.

20

«Сказочный
подсолнух»

Продолжать знакомить детей с техникой «батика».
Развивать у детей чувство цветовосприятия.
Воспитывать интерес к осенним явлениям природы.

21

Март
22

«Сказочный дом –
гриб»
«Цветы»
«Цветы в вазе»

Учить детей самостоятельно придумывать и изображать дом-гриб, при помощи
нетрадиционных техник рисования.
Развивать воображение, фантазию.
Развивать мелкую моторику.
Совершенствовать технику рисования «граттаж».
Продолжать формировать чувство композиции и ритма.
Развивать чувственно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

23

«Цветочек в горшочке»

Закрепить приемы работы в технике кляксография.
Продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида
разных цветов.
Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.

24

«Маки»

Продолжать совершенствовать технику изображения - граттаж.
Совершенствовать приемы работы с острым краем палочки.
Воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных
материалов и способов работы с ними.

25

«Цветок, который
смотрит в воду»
«Нарцисс»

Продолжать учить детей навыкам рисования техникой «батик».
Продолжать учить детей рисовать по ткани, используя гуашь.
Закрепить представление о внешнем виде цветка.

26

«Волшебный цветок»

Совершенствовать навыки рисования в технике батик.
Формировать умения и навыки рисования по ткани.
Воспитывать воображение, фантазию.

27

«Игрушки»
«Веселые человечки»

28

«Золотой петушок»

Совершенствовать навыки изображения сказочного персонажа, выполняя работу в
технике тампонирование.
Закрепить знание детей о цветовой гамме.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

29

«Баба Яга и леший»

Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и
взаимоотношений героев.
Развивать чувство композиции.

Апрель

Продолжать знакомить детей с техникой граттаж.
Закрепить и усложнить способ изображения фигурки человека.
Воспитывать у детей аккуратность в работе.

Развивать интерес к народному творчеству.
30

Май
31

«Игрушки для детского
сада»

«Лето»
«Загадочный мир
космоса»

Учить детей видеть и передавать в рисунке характерные особенности форм предметов.
Продолжать учить детей использовать техники рисования: пальцеграфия, штампы,
печатки, набрызг.
Развивать самостоятельность, творческую активность.
Совершенствовать умения и навыки подбирать материал, соответствующий технике
нетрадиционного рисования.
Продолжать учить детей создавать многоплановую сюжетную композицию.
Закрепить знания детей о различных техниках рисования: батик, граттаж, кляксография.
Развивать фантазию, воображение детей.
Развивать мелкую моторику.

32

«С днем рождения,
поселок»

Учить детей рисовать праздничный поселок, передавая архитектурные особенности
зданий.
Продолжать совершенствовать навыки детей выбирать необходимые для рисунка
материалы: акварель, восковые мелки, гуашь, трубочки, палочки и т.д.
Воспитывать любовь к родному поселку.

33

«Мир, в котором мы
живем»

Показать целостность окружающего мира, раскрыть образ природы.
Обратить внимание на разнообразие цвета и цветовых оттенков.
Совершенствовать технические навыки в рисовании граттажем.
Развивать наблюдательность.

34

«КВН по
изобразительной
деятельности»

Развивать, совершенствовать, закреплять полученные навыки и умения нетрадиционной
техники рисования.
Расширять знания детей о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях.
Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства.
Доставить детям радость, уверенность в своих силах через развлекательный досуг,
посвященный изобразительно-художественному искусству.

4.Методическое обеспечение Программы
4.1.Формы организации непосредственно образовательной деятельности
Занятия проводятся в игровой форме (сюжетно-ролевые, бессюжетные), с учетом физиологических и возрастных особенностей
детей преподаются элементы гимнастики, степ-аэробики, танцев, силовых упражнений, йоги.
Формы организации детей:
 групповая (совместная образовательная деятельность);
 индивидуальная (самостоятельная деятельность).
Режим непосредственно-образовательной деятельности.
Занятия проводятся по подгруппам 10-15 человек 2 раза в неделю: для детей 4-5 лет – 20 минут, для детей – 5-6 лет – 25 минут, для
детей 6-7 лет – 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5
часа соответственно. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут, во время которых
проводится проветривание. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй
половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день.
Таким образом, в каждой возрастной группе проводится по 2 занятия в неделю.
4.2.Основные методы организации образовательного процесса
Занятия по нетрадиционным видам рисования проводятся в кабинете дошкольного учреждения, где имеется столы для рисования,
стулья, мольберты, все необходимые инструменты для творчества.
При планирование занятий может варьироваться в зависимости от цели и задач конкретного занятия, а также от возрастных,
индивидуальных особенностей и физического развития детей.
Методическая работа предусматривает возможность развития творческих способностей, навыков использования нетрадиционных техник
рисования.
Процесс обучения должен идти совершенно естественно в соответствии с возрастным развитием детей. Успешность занятий зависит
от умения педагога создать комфортные условия, где каждый ребенок почувствовал бы себя благополучным, принятым, любимым,
уверенным в себе. Таким образом, благоприятная образовательно-развивающая среда будет способствовать своевременному развитию у
ребенка психических и творческих процессов.
В работе с детьми разного возраста необходимо помнить о том, что каждый ребенок - это личность, которая имеет право на свой
собственный, уникальный путь развития. Педагог должен раскрыть возможности и способности детей.
Структура занятий состоит из компонентов, наиболее приемлемыми из которых являются:
1. Приветствие педагога с детьми.
2. Сообщение темы.
3. Разминка.
4. Работа по теме.
5. Игра.

6.
7.
8.
9.

Заминка.
Закрепление изученного.
Итог занятия.
Прощание с детьми.

4.3.Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации данной программы в детском саду имеется спортивный зал со всем необходимым оборудованием:
Художественные материалы и инструменты.
Количество
№
п/п

Наименование
Кисти:






1

синтетика №6
синтетика №3
щетина №7
щетина №2
коза №6

Карандаши:






2

графитные,
цветные,
цветные толстые
восковые в пластике
Восковые

3

Уголь художественный

4

Краски акварель

5

Гуашь

6

Гуашь

20шт
20шт
20шт
20шт
20шт

20шт
5 упаковок по 24шт
4 упаковки по 12шт
5 упаковок по 12шт
8 упаковок по 12шт
8 упаковок
6 штук по 12 цветов
6 наборов по 6 цветов
4 набора по 12 цветов

7

Цветная бумага

8

Цветной картон

9

Белый картон

10

Ножницы

11

Краски для ткани «батик»

12

Трафареты

13

Печатки

10 наборов
10 наборов
10 наборов
15 штук
2 набора
8 штук
12 штук
8 штук

Клей –карандаш
14
Клей ПВА
Наглядные пособия.
№
п/п
Наименование

Количество

1

Плакаты:
«Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета»

3 штук

2

Репродукции картин
Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года»
Альбомы репродукций.
« Четыре времени года.»
Альбом «Знакомство с жанровой живописью»

25 шт.
1шт
1шт
1 штуки

3

Изделия декоративно-прикладного искусства

22 штук

4

Технологические карты:
«Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки», «Природа», «Космос»

5 комплектов

5

Альбомы с декоративными росписями

5 штук

5.Список используемой литературы
1.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
8. Пастухова Г.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.
9. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».