ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРЛ1 (ИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД № 391
МБДОУ - детский сад № 391
620010, г. Екатеринбург, пер. Угловой, 2а, тел.: +7(343) 258-13-01
ПРИНЯТА:
УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом
Протокол № 1
От « 3 ]» августа 2022 г.
Заведующий МБДОУ - детский сад № 391
Приказ № lSO-o'crf «1» сентября 2022 г.
______ Sj________ Н. Г. Иванова
7
t
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«НЕЙРОгимнастика»
Направленность: физкультурно-спортивная
Возраст воспитанников 5 - 8 лет
Срок реализации - 1 год
Автор-составитель:
Глухова Валерия Сергеевна
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель и задачи реализации
программы
Направленность программы
Целевые ориентиры освоения
Программы
2.Содержательный раздел
Содержание дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
3. Организационный раздел
Календарный план
Календарно-тематический план
Материально- техническое
обеспечение
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная Программа для воспитанников МБДОУ
- детский сад № 391 кружка «НЕЙРОГИМНАСТИКА» (далее ДОУ) строится в
соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказом Минпросвещения от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
Программа описывает курс активизации полноценной работы левого и правого
полушарий головного мозга у детей старшего дошкольного возраста, с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей. Представляет собой систему
организации образовательной деятельности педагога с воспитанниками в рамках
образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально
коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность, направленность и новизна
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют
катастрофическое нарастание у детей следующих патофеноменов: обилие
сосудистых и костно-мышечных проблем, снижение иммунитета. Масса детей
демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития,
несформированность произвольной саморегуляции и т.д. В совокупности это
приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению
и адекватной адаптации к социуму.
Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании
мозговой организации психических процессов человека в решении широкого
круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь
удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции.
Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно
развивающийся в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал
себя как наиболее падежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его
основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база,
разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста,
теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно
внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, 4 разработанные
Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок,
Н.К.Корсаковой и Ю.В. Микадзе и др. Эффективность нейропсихологических
технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над
проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.
С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с
высокочастотной актуализацией в современной детской популяции
«дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в
младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано
созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для
онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или
искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных
взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий
мозга.
Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является
метод замещающего онтогенеза (МЗО).
МЗО - нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный
комплекс этапов (диагностика -профилактика-коррекция-абилитация-прогноз)
психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами
развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм
патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире —
нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.
Актуальность, педагогическая целесообразность Программы обусловлена
тем, что использование нейропсихологического подхода в работе с
дошкольниками позволяет нормализовать процессы психического онтогенеза и
скомпенсировать дисгенетический синдром.
Всем известна польза утренней гимнастики для организма человека, она
помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим
активного бодрствования. Однако не только тело нуждается в «разогреве», но и
мозг человека нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе.
Программа «НЕЙРОГИМНАСТИКА», упражнения которой активизирует
полноценную работу левого и правого полушария головного мозга, помогают
управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью. Данная
гимнастика способствует лучшему восприятию информации.
Новизна программы обусловлена тем, что использование
нейропсихологического подхода в подготовке ребенка к школе в дошкольном
возрасте позволяет на ранних этапах нормализовать процессы психического
онтогенеза и скомпенсировать дисгенетический синдром.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: создание условий, способствующих развитию внимания и
восприятия как психических процессов, сформированности функций
произвольной регуляции и самоконтроля, улучшению работоспособности.
Задачи возраста: научиться организации своей деятельности и
саморегуляции для освоения новых знаний и успешной адаптации.
Задачипрограммы:
о Обучающие: научиться рационально организовывать свою
деятельность.
о Развивающие: совершенствовать память, внимание, мышление,
развивать восприятие, творческие способности, воображение, речь.
о Психологические: формировать адекватную самооценку, развивать
потенциальные возможности, формировать навыки поведения в
обществе. Развивать саморегуляцию.
1.3. Направленность программы
Данная программа позволяет через игровые упражнения нормализовать
психические процессы и способствует формированию сбалансированной работы
головного мозга.
Программа предназначена для дошкольников от 5-ти до 7-ми лет,
посещающих МБДОУ № 391
Срок реализации программы - 1 год.
Занятия по нейропсихологической гимнастике рекомендованы как всем
детям, так и имеющим следующие трудности:
- повышенный или пониженный тонус.
- частые заболевания, в том числе и на первом году жизни.
- травмы головы
- в анамнезе: ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР
- мало ползал или не ползал совсем
- поздно начал говорить
- гиперактивен или излишне медлителен.
- импульсивен, раздражителен
- быстро утомляется, с трудом засыпает
- не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь
- трудности в усвоении учебного материала
- двигает ногами, языком, когда рисует
- с трудом высиживает 15 минут на одном месте
- невнимателен, рассеян
- часто отвлекается, не может сосредоточиться
- неуклюж, часто спотыкается
1.4 Целевые ориентиры освоения Программы
В результате реализации программы планируется достижение следующих
результатов:
- Личностные результаты: развитие адаптационных возможностей ребенка,
формирование коммуникативных навыков, способностей саморегуляции.
Развитие памяти, внимания, мышления, речи.
- Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать
выводы; развитие творческого подхода к решению задач
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 .Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Нейропсихологическая гимнастика представляет собой трехуровневую
систему. Каждый, изкоторых имеет свою специфику воздействия на все три
блока мозга.
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с
ним все этапы его двигательного развития заново, начиная с рождения.
Структура занятия
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по
методу замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) в каждом занятии описаны
четыре основных блока упражнений:
- Дыхательные упражнения
- Глазодвигательные упражнения
- Растяжки
%
- Упражнения двигательного репертуара
Дыхательные упражнения
Упражнения направленны на восстановление нормального дыхания в
покое, а так же в комплексе с различными движениями, что способствует
снабжению кислородом организма, снижению возбудимости.
Дыхание так же оказывает релаксирующее воздействие. Способствует
концентрации внимания, что способствует формированию произвольной
саморегуляции ребенка.
Глазодвигательные упражнения
В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на
разных уровнях и по пяти основным направлениям: право, лево, верх, низ, к
переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы.
Растяжки и упражнения двигательного характера
Растяжки - система специальных упражнений на растягивание,
основанных на естественном движении.
Выполнение растяжек способствует преодолению зажимов и
патологически ригидных установок; оптимизации и стабилизации мышечного
тонуса, повышению уровня психической активности.
Осознание ребенком своего тела происходит через освоение пространства
собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на
уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней,
правой и левой части тела.
Форма работы программы
Программа рассчитана на занятия с детьми от 5 до 7 лет посещающих
детский сад - МБДОУ №391.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в групповой форме по 30 мин.
Так же для отработки результативности программы родителям выдаются
домашние задания.
%
Важной частью занятия является четкая, повторяющаяся структура!
3.
о рга н и за ц и о н н ы й ра здел
Календарный учебный график
Содержание
Курс обучения (возрастная категория)
(6-7 лет)
(5-6 лет)
01.09.2022 г.
01.09.2022 г.
31.05.2023 г.
31.05.2023 г.
Начало учебного года
Окончание учебного
года
с 7.30 до 18.00
Режим работы
36
Продолжительность
учебного года (недель):
17
первое полугодие (колво недель)
19
второе полугодие (колво недель)
5 дней
Продолжительность
учебной недели
2
Всего занятий в неделю
25 мин
Продолжительность
занятий
10 мин
Продолжительность
перерыва между
занятиями
8/3 часа 20 мин
Учебная нагрузка в
месяц количество/часов/
мин
72/29 часов 15 мин
Учебная нагрузка в год
количество/часов/мин
34
Количество занятий в
первом полугодии
38
Количество занятий во
втором полугодии
Вводная - сентябрь
Сроки проведения
Итоговая - май
педагогической
диагностики вводной
/итоговой
с 7.30 до 18.00
36
17
19
5 дней
2
30 мин
10 мин
8/4 часа
72/35 часов
34
38
Вводная - сентябрь
Итоговая - май
2.2. Календарно-тематический план
Месяц
Сентябрь
Октябрь
Практические задания
Количе
ство
часов
1 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2 раза в
неделю
по 30
мин
2 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
3 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
4 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
5 Занятие
Дыхательные упражнения:
2раза в
неделю
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
«Ползанье по пластунски. Одноимённые рука и
нога», «ползанье по пластунски разноименные рука
и нога»
Ноябрь
по 30
мин
6 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
7 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
8 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
9 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
Декабрь
Январь
10 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
11 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
12 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
Повторение. Нейро-игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
13 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
Февраль
Март
14 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
15 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
16 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
17 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
18 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
19 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
2раза в
неделю
по 30
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
Апрель
Май
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
20 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
21 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
22 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
23 Занятие:
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
2раза в
неделю
по 30
мин
24 Занятие
Дыхательные упражнения:
Глазодвигательные упражнения:
2раза в
неделю
по 30
Растяжки:
Упражнения двигательного репертуара:
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
Закрепление. Нейро - игры.
2раза в
неделю
по 30
мин
Материально-техническое обеспечение
Нейро игры- 10 шт
Печатные игры на развитие психических процессов-10 шт
Ноутбук-1 шт
Тренажеры для глаз-2 шт.
Дидактика- 10-12 шт
Схемы для гимнастики глаз
Пособия для дыхательной гимнастики
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятия
Дата
Анкетирование с целью выявления
уровня осведомления родителей о
деятельности кружка
Родительские собрания по
ознакомлению родителей с работой
кружка: цели и задачи.
Распространение информационных
материалов: папка- передвижка
«Для Вас родители», памятки,
буклеты
Консультации в рамках
консультационного центра
Сентябрь Воспитатели
Оказание информационной
поддержки родителям, поддержка
их заинтересованности в
проявлении способностей детей
Открытое занятие
Ответственный
Октябрь
Педагог допобразования
Воспитатели
В
течение
года
Зам. зав.
Педагог допобразования
Воспитатели
В
течение
года
В
течение
года
Педагог допобразования
Воспитатели
Май
Педагог допобразования
Педагог допобразования
Воспитатели
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.:
Вако, 2004.
2. Семаго Н .Я. Методика формирования пространственных представлений у
детей дошкольного и младшего школьного возраста,- М.: Айрис, 2007.-112с.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.:
Генезис, 2008.-319с.
4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод
замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002,80с.
6. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для уверенности в себе. - М. : Мозаикасинтез, 2016-112 с.
7. Ульева Е.А. 100 увлекатлеьных игр для отличной учебы. - М. : Мозаикасинтез, 2016-112 с.
8. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
9. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.:
Центрполиграф,2002.-32 с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика освоения содержания Программы
воспитанниками МБДОУ - детский сад № 391
кружка «НЕИРОгимнастика»
Слуховое
внимание
№
О риентирование в
пространстве
Ф ам илия, имя ребенка
нг
1
2
3
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Оценка уровня развития:
1 балл - отдельные компоненты не развиты;
2 балла - отдельные компоненты развиты.
кг
нг
кг
С ое гоян не
обшей
моторики
нг
кг
Состояние
мелкой
моторики
нг
кг