Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Говорим красиво.

Содержание
Пояснительная записка

3

Цель

4

Задачи

4

Планируемые результаты

5

Учебный план

5

Календарно-тематический план

5

Содержание занятий

8

Мониторинг овладения детьми Программы

13

Список используемой литературы

15

Пояснительная записка
Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека.
Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя,
творить, общаться. Именно в этом возрасте необходимо развивать память,
восприятие, мышление, внимание, речь.
Речь играет важную роль в жизни человека. Она служит главным средством
общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и
приобретения новых знаний.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих компонентов.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется
постепенно,

вместе

с

развитием

ребенка.

При

нормальном

развитии,

формировании правильной и красивой речи заканчивается к пяти годам. Иногда
по разным причинам этот процесс затягивается.
Развитие речи детей - одна из основных задач, которую решают
дошкольные образовательные учреждения, в лице педагогов, и родители.
Мы живем в XXI веке - эпоху передовых электронных технологий. Дети
умеют пользоваться техникой, знают многие компьютерные операции уже в
дошкольном возрасте, но развитие речи остаётся на низком уровне.
В настоящее время наблюдается быстрый рост числа детей с различными
речевыми нарушениями. У многих детей в среднем и старшем дошкольном
возрасте наблюдается низкий уровень развития речи. Речь у таких детей
малопонятна для окружающих: некоторые звуки полностью отсутствуют, т.е. не
произносятся, пропускаются или заменяются другими. Наблюдается не умение
правильно построить фразу, составить рассказ по картинке. Так же наблюдается
нарушение лексико-грамматического строя речи.
Программа кружка позволяет оказать логопедическую помощь детям 5-7
лет, которые не могут быть зачислены на индивидуальные логопедические
занятия, подготовить их к дальнейшей коррекционной работе.
Программа кружка направлена на развитие лексико-грамматических
категорий речи и развитие связной речи у детей 5-7 лет.
2

При планировании коррекционной работы кружка учитывались
особенности детей:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
- чередование различных видов деятельности.
Цель: создание благоприятных условий для развития у детей 5-7 лет
лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
Задачи:


пополнять словарный запас ребенка, развивая грамматический строй
речи;



помочь детям развить и осмыслить речевую практику, для овладения
ими навыков общения;



организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут
применять полученные знания;



развивать чувство уместности высказывания;



развивать творческое воображение, фантазию в речевых
высказываниях;



воспитывать внимание той стороне речи, которая связана с добром,
уважительным отношением к человеку, то есть формировать вежливую
речь.

Срок реализации программы кружка – 1 год.
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, во второй половине дня. Итого в
год 68 занятий.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Форма проведения занятий: фронтальная.
Возраст: 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).
Занятие делится на две части: теоретическую и практическую.

В

теоретической части проводится работа над словарем по лексической теме.
3

Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать,
противопоставлять. В дидактических играх дети отрабатывают умения правильно
произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и
т.д.

На занятиях по развитию связной речи особое внимание уделяется

синтаксической

стороне

речи

—

умению

строить

не

только

простые

распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого
проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых
педагогом («Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»).

Планируемые результаты:
У воспитанников увеличится словарный запас, дети научатся обобщать,
сравнивать, противопоставлять, научатся умению строить сложные предложения,
речь

станет

богаче

индивидуальную

и

грамотнее.

творческую

Занятия

деятельность

в

кружке

детей,

помогут

будут

развить

способствовать

объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом;
обогатят детей новыми знаниями в области речи; будут способствовать развитию
внимания, усидчивости, памяти и мышления, а также творческого воображения.

Учебный план
Возраст

Направленность

5-7 лет

Социально-

Длительность Количество Количество Нагрузка
занятий
30 мин

занятий в

занятий в

неделю

год

2

72

в год

36 ч

гуманитарная

Календарно-тематический план
Неделя

Тема недели
4

Количество

часов
1я неделя сентября

Диагностика.

1

2я неделя сентября

Диагностика.

1

3-я неделя сентября

Осень и ее признаки.

1

4-я неделя сентября

Деревья.

1

1-я неделя октября

Овощи.

1

2-я неделя октября

Фрукты.

1

3-я неделя октября

Ягоды.

1

4-я неделя октября

Грибы.

1

5-я неделя октября

Перелетные птицы и зимующие
птицы. Подготовка птиц, животных,
насекомых к зиме.
Домашние животные и их детеныши.
Домашние птицы и их птенцы.
Дикие животные и их детеныши.
Подготовка животных к зиме.
День матери. Семья.

1

4-я неделя ноября
.
1-я неделя декабря

Одежда. Обувь. Головные уборы.

1

Зима.

1

2-я неделя декабря

Мебель.

1

3-я неделя декабря

Посуда. Продукты питания.

1

4-я неделя декабря

Новый год.

1

2-я неделя января

Животные жарких и холодных стран.

1

3-я неделя января

Человек. Части тела.
Внутренние органы.
Инструменты.

1

1-я неделя ноября
2-я неделя ноября
3-я неделя ноября

4-я неделя января

5

Гигиена.

1
1
1

1

1-я неделя февраля

Зимние виды спорта

2-я неделя февраля

1

3-я неделя февраля

Морские речные и аквариумные
обитатели.
День защитников Отечества

4-я неделя февраля

Комнатные растения

1

1-я неделя марта

8 марта

1

2-я неделя марта

Конец зимы. Весна и её признаки.

1

3-я неделя марта

Транспорт.

1

4-я неделя марта

Перелетные птицы весной.

1

1-я неделя апреля

Наша Республика. Наш город.

1

2-я неделя апреля

Космос.
Наша
космонавтики.
Профессии.

3-я неделя
Апреля

1

планета.

День

1

1
1

4-я неделя апреля

Насекомые.

1

5-я неделя апреля

Русские народные игрушки.

1

1-я неделя мая

День Победы. Моя страна – Россия.

1

2-я неделя мая

Растения луга и сада.

1

3-я неделя мая

Школа.

1

4-я неделя мая

Диагностика.

1

6

Содержание занятий
Месяц
\уч.неде
ля\

Тема недели Развитие
лексико- Развитие
грамматических
речи
категорий

1я неделя
Сентября
2я неделя
Сентября
3-я
неделя
Сентября

Диагностика

4-я
неделя
Сентября

связной

Диагностика
Осень и ее Курдвановская
признаки .
№8.
Предлог НА.
Яцель с. 4

Н.

Деревья.

Образование
относительных
прилагательных.
Предлог ПОД.
Яцель с.6

тема Составление
описательного
рассказа
по
предметным
картинкам
и
опорному картинному
плану.
«Осень
пришла»
Н.Е. Арбекова с.20
Составление описания
пейзажной
картины
по
опорному
картинному плану.
Н.Е. Арбекова с.24

1-я
неделя
октября

Овощи.

Курдвановская Н.
№10. Предлог в.
Яцель с.9

2-я
неделя
октября

Фрукты.

Курдвановская
№10.
Яцель с.11

3-я
неделя
октября

Ягоды.

Курдвановская Н.
№10. Предлог из.
Яцель с.24

тема Составление рассказаописания овощей по
опорному картинному
плану.
Н.Е. Арбекова с.29
тема Составление
рассказов-сравнений
фруктов и овощей по
опорному картинному
плану.
Н.Е. Арбекова с.33
тема Составление рассказа
с
элементами
драматизации
по
предметным
картинкам
и
опорному плану.
Н.Е. Арбекова с.40

Н.

7

4-я
неделя
октября

5-я
неделя
октября

1-я
неделя
ноября

2-я
неделя
ноября

3-я
неделя
ноября

4-я
неделя
ноября

Грибы.

Согласование
существительных
с
числительными.
Закрепления предлога под

Пересказ рассказа В.Г.
Сутеева «Чей это
гриб?» по опорным
рисункам.
Н.Е. Арбекова с.44
Перелетные Согласование
Составление рассказа
птицы
и числительных
с по серии сюжетных
зимую
существительными
в картинок.
щие птицы. родительном падеже.
«Как помочь птицам
Подготовка
Курдвановская Н. тема зимой?»
птиц, живот №12.
Н.Е. Арбекова с.78
ных, насеко Предлог через.
мых к зиме. Яцель с.45
Домаш
ние живот
ные и их
детены
ши.
Домаш
ние птицы и
их птенцы.
Дикие живот
ные и их
детены
ши.
Подготовка
живот
ных к зиме.
День матери.
Семья.

Курдвановская Н.
№11.
Курдвановская Н.
№14.
Предлог из, с (со).
Яцель с.29

тема Составление рассказа
по серии сюжетных
тема картин.
Н.Е. Арбекова с.146

Курдвановская
№12.

тема Придумывание
фантастической
истории (сказки) по
опорным картинкам.
Н.Е. Арбекова с.55

Одежда.
Обувь.
Головные
уборы.

Н.

Согласование
числительного и
существительного в
родительном падеже.
Курдвановская Н. тема
№4.
Предлог с/со. Яцель с.27
Курдвановская Н. тема
№29.

8

Составление рассказа
по сюжетной картине
«Семья»
Гомзяк эл.книга РСР
зан. №16
Составление
описательного
рассказа с опорой на
схему
Гомзяк эл.книга РСР
зан.№10

1-я
неделя
декабря

Зима.

2-я
неделя
декабря

Мебель.

3-я
неделя
декабря

Посуда.
Продук
ты питания.

4-я
неделя
декабря

Новый год.

2-я
неделя
января

3-я
неделя
января

4-я
неделя
января

1-я
неделя
февраля

Образование
однокоренных слов.
Предлоги над, под
Курдвановская Н. тема
№16.
Яцель с.33
Образование
относительных
прилагательных
Курдвановская Н. тема
№28.
Предлог МЕЖДУ
Яцель с.43
Предлог ИЗ-ПОД. Яцель
с.34
Закрепления
предлога ИЗ.
Курдвановская Н. тема
№20-21.

Составление рассказа
«Зимние забавы» по
сюжетной
картинке(образецрассказ логопеда)
Гомзяк РСР зан.№11
Составление рассказа
« Как изготавливают
мебель» по опорным
словам.
Гомзяк РСР зан.№13

Предлог НА. Закрепление
употребления
имен
существительных
в
творительном падеже.
Курдвановская Н. тема
№18-19.
Живот
Образование
ные жарких притяжательных
и холодных прилагательных
стран.
Курдвановская Н. тема
№13.

Тема: Творческое
рассказывание на
материале
темы
«Новый
год».

Человек.
Части тела.
Гигиена.
Внутрен
ние органы.
Инструмент
ы.

Курдвановская
№5.

Н.

Придумывание
рассказов
о
«волшебных»
предметах посуды.
Н.Е. Арбекова с.109

Пересказ рассказа Б.С.
Житкова «Как слон
спас
хозяина
от
тигра»
Гомзяк РСР з.15

тема Пересказ диалога в
драматизации
рассказа Е. Пермяка
«Про нос и язык».

Существительные
в Придумывание миниформе
творительного сказок о различных
падежа
«волшебных»
инструментах.
Н.Е. Арбекова с.81
Зимние виды Существительные,
Рассказывание
спорта
прилагательные
по картинкам
9

Морские
речные
и
аквариумные
обитатели.
День
защитни
ков Отечест
ва

Притяжательные
прилагательные.
Закрепление предлога В.

4-я
неделя
февраля

Комнат
ные
растения

Употребление глаголов в
настоящем и прошедшем
времени.
Курдвановская Н. тема
№36.

1-я
неделя
марта

8 марта

2-я
неделя
февраля
3-я
неделя
февраля

2-я
неделя
марта

3-я
неделя
марта

4-я

Употребление
существительных
и
глаголов в единственном
и множественном числе.
Курдвановская Н. тема
№24-25.

Пересказ рассказа Е.
Пермяка
«Первая
рыбка»
Гомзяк РСР з.18
Составление
творческих рассказов
о русских богатырях
по
картинам
известных
художников
и
опорному плану.
Н.Е. Арбекова с.97
Составление
описательного
рассказа с опорой на
схему.

Образование
Составление рассказа
однокоренных слов.
по
сюжетной
Курдвановская Н. тема картинке
№27.
«Поздравляем маму»
с
придумыванием
предшествующих
и
последующих
событий.
Гомзяк РСР з.22
Конец зимы. Предлог НАД.
Пересказ
рассказа
Весна и её Яцель с. 30
Г.А.
Скребицкого
признаки.
Курдвановская Н. тема «Весна»
с
№30.
добавлением
последующих
событий.
Гомзяк РСР з.24
Транс
Существительные
Составление рассказа
порт.
множественного
числа, «Случай на улице» по
родительного падежа.
сюжетной картине с
Курдвановская Н. тема придумыванием
№22-23.
предшествующих
и
последующих
событий.
Гомзяк РСР з.20
Перелет
Изменение глаголов по Составление рассказа
10

неделя
марта

ные птицы временам.
весной.
Курдвановская
№31.

1-я
неделя
апреля

Наша
Республика.
Наш город.

2-я
неделя
апреля

Космос.
Наша
планета.
День
космонавтик
и.

3-я
неделя
Апреля

Профес
сии.

4-я
неделя
апреля

Насеко
мые.

5-я
неделя
апреля

1-я
неделя
мая

2-я
неделя
мая

Н.

«Скворцы прилетели»
тема по серии сюжетных
картинок.
Н.Е. Арбекова с.132

Предлог
ОКОЛО. Составление рассказа
Образование
«Дом, в котором я
синонимических рядов.
живу»
Гомзяк РСР з.27
Предлоги К-ОТ. Подбор Составление
прилагательных
к творческих рассказов
существительным.
о
неизученных
планетах и их жителях
с
опорой
на
картинный план.
Н.Е. Арбекова с.126
Образование
Составление
минисуществительных
от рассказов
«Все
глаголов.
профессии важны. Все
Курдвановская Н. тема профессии нужны».
№24-25.
Конспект
Предлог НА.
Курдвановская
№32.

Пересказ сказки К.Г.
Н. тема Паустовского
«Похождение жуканосорога».
Н.Е. Арбекова с.139
Русские
Закрепление
предлогов Составление рассказа
народные
ИЗ, МЕЖДУ.
– описания.
игрушки.
Относительные
Конспект
прилагательные.
Курдвановская Н. тема
№33-34.
День
Закрепление
Пересказ
рассказа
Победы.
пройденного
материала Л.Кассиля «Сестра»
Моя страна – по
по
рисуночному
Россия.
основным единицам речи: плану
звуку,
слову, Конспект
предложению.
Курдвановская Н. тема
№33-34.
Растения
Закрепление
предлога Пересказ румынской
луга и сада.
НА, ИЗ-ЗА.
сказки «Ромашка» по
Курдвановская Н. тема рисуночному плану.
11

3-я
неделя
мая

Школа.

4-я
неделя
мая

Диагнос
тика.

№36.
Развитие
навыков
словообразование.
Дифференциация
предлогов НАД-ПОД.
Яцель с.33

Н.Е. Арбекова с.142
Проведение
викторины о школе и
о
школьных
принадлежностях.
Н.Е. Арбекова с.149

Мониторинг овладения детьми Программы
Обследование грамматического строя речи
Количество баллов по каждому номеру.
ФИО

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№1
2

№1. Исследование образования существительных именительного падежа
множественного числа. (стол-столы, дом-дома, лист-листья).
№2. Исследование образования существительных в косвенных падежах. (У
меня есть карандаш, кукла. У меня нет карандаша, куклы. Я рисую... Папа пишет
о...).
№3. Исследование образования существительных род.пад. мн.числа. (Шар —
нет шаров, стол- нет столов, …).
№4. Исследование употребления предлогов. (В, на, под. над, за, перед,
около).
№5.Исследование согласования числительного с существительным. (Дом —
два дома — пять домов).
№6. Исследование согласования прилагательного с существительным.
№7. Исследование образования названий детенышей.
№8. Исследование образования существительных с уменьшительноласкательными суффиксами.
12

№9. Исследование образования относительных прилагательных от
существительных. (Дерево — деревянный; резина, металл, бумага, солома, мех,
кирпич, снег, пух, брусника, шерсть, черника).
№10. Исследование притяжательных прилагательных.
№11. Исследование образования глаголов совершенного вида (рисовалнарисовал, писал, делал, сорвал).
По результатам обследования грамматического строя определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) — не использует морфологические
элементы для передачи грамматических отношений.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла) — отмечаются грубые ошибки в
употреблении грамматических конструкций.
Третий уровень (средний, 3 балла) — грамматический строй имеет отклонен
ия от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные
предлоги, согласовывать существительное с числительным и прилагательным,
образовывать названия детенышей.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — грамматический строй
соответствует возрастной норме, однако имеются незначительные затруднения
при выполнении не более 2 заданий.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — грамматический строй соответствует
возрастной норме. Безошибочно образовывает существительные именительного
падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа,
существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все
предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным
и прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные
прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные,
приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.
Обследование связной речи
Количество баллов по каждому номеру.
ФИО

Исследование

Исследование

Исследование

пересказа

составления рассказа

составления

по сюжетной

рассказа по серии

картинке.

сюжетных
картинок.

13

По результатам обследования связной речи определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл) — ребенок не владеет связной речью.
Задание не выполнено.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— пересказ составлен по наводящим
вопросам. Связанность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски
частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения.
Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.
Третий уровень (средний, 3 балла) — используются повторные наводящие
вопросы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого
фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные
смысловые несоответствия.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла) — пересказ составлен с
некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью
передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного
воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов;
единичные нарушения структуры предложений.
Пятый уровень (высокий, 5 баллов) — ребенок владеет связной речью.
Пересказ составлен самостоятельно. Полностью передается содержание текста,
соблюдается связность и последовательность изложения. Употребляются
разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При
пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка.
Список используемой литературы
1. Курдвановская Н. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.
2. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей с ОНР. Конспекты
фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. – М.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ,2017.-172с.
3. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты
занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной
группах.
4. Н.В. Нищева Формирование грамматического строя речи.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ с 4 до 7 лет.
5. В.В.Коваленко, С.В.Коваленко АНТОНИМЫ КАРТИННЫЙ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для занятий и игровой деятельности
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
6. И.И.Кашина, Т.М.Парамонова ПРЕДЛОГИ: С,ИЗ,У,ЗА,НАД. Игралого.
14

7. И.И.Кашина, Т.М.Парамонова ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, К, ОТ. Игралого.
8. Телепень Т.С. Играем с падежами. Игры для старших дошкольников с
ОНР. Методическое пособие.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».