Адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с задержкой психического развития (далее Программа)
разработана в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной
программой для дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, Порядком
разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874 (зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г.,
регистрационный N 70809) и Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования 1 (далее - Стандарт).
2. Программа является документом, в
соответствии с которым Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад №391 (далее - Организация) осуществляют инклюзивное
образование для обучающихся раннего и дошкольного возраста с ЗПР. Обучение по
Программе осуществляется на основе Заключения ПМПК и с письменного согласия
родителей (законных представителей).
3. Содержание и планируемые результаты
(целевые ориентиры) Программы, соответствуют содержанию и планируемым
результатам ФАОП ДОУ.
По своему организационно-управленческому статусу данная
Программа, реализующая принципы Стандарта, имеет
модульную структуру.
4. Рамочный характер Программы
раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в
образовательных организациях, возрастных нормативов развития, общих и особых
образовательных потребностей обучающихся раннего и дошкольного возраста с ТНР,
определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях.
Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и
организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и
развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых
создается основная образовательная программа Организации. Модульный характер
представления содержания Программы позволяет конструировать адаптированные
основные образовательные программы дошкольной образовательной организации для
обучающихся раннего и дошкольного возраста с ЗПР.
5. Структура Программы в соответствии с
требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой,
содержательный и организационный.
5.1. Целевой раздел Программы включает
пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет
ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые
результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
5.2. Содержательный раздел Программы
включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным
областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы,
способы, методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно-развивающей работы).
5.2.1. Программа определяет базовое
содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1. Предметная деятельность.
2. Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие
виды игры).
3. Коммуникативная (общение и взаимодействие с
педагогическим работником и другими детьми).
4. Познавательно-исследовательская (исследование и познание
природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),
а также такими видами активности ребенка, как:
восприятие художественной литературы и фольклора,
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и
на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал,
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах),
двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
5. Разделы Программы
5.1. Содержательный раздел Программы
включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и
включение обучающихся с ЗПР в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1. Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной
основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в
условиях дошкольных образовательных групп комбинированной направленности.
2. Обеспечивает достижение максимальной реализации
реабилитационного потенциала.
3. Учитывает особые образовательные потребности обучающихся
раннего и дошкольного возраста с ЗПР, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся раннего и дошкольного возраста с ЗПР в условиях
дошкольных образовательных групп комбинированной направленности.
5.2. Организационный раздел программы
содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей с ЗПР
и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Федеральный календарный
план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных
праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации,
традиции и устои детского сада прописаны в соответствующем разделе
общеобразовательной программы дошкольного образования Организации.
6. Объем обязательной части основной
образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем
части основной образовательной программы, формируемой участниками
образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
7. В соответствии с Программой описание
традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом Уральского региона и
других социокультурных особенностей включены в часть, формируемую участниками
образовательных отношений самостоятельно.
8. Программа также содержит рекомендации
по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической
диагностики развития обучающихся, а также качества реализации основной
образовательной программы Организации. Система оценивания качества реализации
программы Организации направлена в первую очередь на оценивание созданных
Организацией условий внутри образовательного процесса.
9. Программа разработана
с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся.